НОРД. Торговое холодильное и морозильное оборудование -> Статьи -> 23.08.2018 - ОРЦ – новый формат логистики для крупного и мелкого бизнеса

Оптово-распределительный центр(далее - ОРЦ) – относительно новое явление для России, быстро набирающее обороты. В статье расскажем об особенностях и перспективах данного направления.

 



    Большинство участников российского рынка фруктов и овощей отмечают ключевую необходимость в развитии инфраструктуры – мощностей хранения, предпродажной подготовки, упаковки, транспортировки и реализации продукции.     Концепция оптово-распределительных центров (ОРЦ), направленных на комплексное решение всех вышеперечисленных задач, появилась в России несколько лет назад и сейчас ряд подобных проектов находится на этапе реализации.

   Основные причины появления Оптово-распределительных центров (ОРЦ) в России:

  • Снижение зависимости от импорта продовольствия
  • Высокий процент от стоимости продукции занимает логистика и хранение
  • Недостаток мощностей для качественного хранения продуктов сельхозпроизводства. По оценкам Минсельхоза, дефицит емкости овощехранилищ в России составляет от 3 до 5 млн тонн.
  • Дефицит мощностей первичной обработки. Обеспеченность составляет 20-30%.
  • Волатильность цен на продукцию.
  • Отсутствие стабильности цен на продукцию.
  • Отсутствие эффективного межрегионального перераспределения продукции.
  • Теневой оборот с/х продукции.
  • Отсутствие единой информационной системы учета потоков с/х продукции.
  • Быстрое развитие сельхозкооперативов: сейчас в стране их около 25 тысяч, а к 2020 году — будет более 100 тысяч.
  • Переизбыток сухих складов, которые не позволяют хранить продукты питания, требующие пониженных температур.
  • Высокие цены на импортное климатическое оборудование.

    Годом появления ОРЦ в России можно считать 2014 год, когда была начата разработка подпрограммы создания оптово-распределительных центров – объектов инфраструктуры АПК.

    В 2015 году было подписано Постановление Правительства РФ, в котором были приняты Правила субсидирования строительства ОРЦ на сумму 79,1 млрд рублей. Согласно этим правилам, оптово-распределительный центр – это комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для хранения, доработки, первичной переработки, приема, упаковки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе в системе внутренней продовольственной помощи нуждающимся слоям населения в Российской Федерации, а также для ветеринарного и фитосанитарного контроля с использованием автоматизированных электронных информационных и расчетных систем, включающий в том числе внутренние и наружные сети инженерно-технического обеспечения.

    По плану сеть ОРЦ должна функционировать в режиме непрерывной холодильной цепи, т.е. такой системы холодильных технологий, технических средств, организационных мероприятий, обеспечивающих необходимые режимы хранения, транспортировки и реализации охлаждённых и замороженных продуктов на всём пути от производства до потребления.

    При разработке Программы по ОРЦ были изучены опыт Франции, Польши, Голландии, Испании, Германии и Южной Кореи. Рассматривались разные форматы ведения бизнеса, такие как, Оптово-продовольственные рынки Франции, Голландские Дистрибуционные центры (Distribution Centers), Холодные склады (Cold Storage), а также сеть государственных оптово-продовольственных рынков Испании и ряд других.

   ОРЦ позволяет сократить количество участников сделки и убрать посредников, которые влияют на конечную стоимость продукции. В стремлении малых и средних производителей выйти на рынок с минимальными издержками ОРЦ оказывается лучшим помощником.

   Кроме того, государство готово сегодня оказывать поддержку проектам создания ОРЦ. Ведь речь идет по сути о продовольственной безопасности страны, о практической реализации программы импортозамещения.

   В аббревиатуре ОРЦ ключевое слово – «распределение». Крупным игрокам ОРЦ удобен с точки зрения логистики и распределения крупных товарных партий по своим контрактным поставкам, плюс параллельно они могут осуществлять мелкооптовую торговлю и выходить на таких клиентов, существование которых они раньше и не замечали. Однако когда мелких покупателей становится много, а ОРЦ как раз и помогает этого добиться, они могут стать уже весомым каналом сбыта продукции.

    Формат ОРЦ дает много преимуществ тому, кому необходимо видеть, осязать товар, лично удостовериться в его качестве. Это предприятия сегмента HoReCa, шеф-повара ресторанов, магазины шаговой доступности, небольшие сети.




       2006 г. Copyright Фирма ‛НОРДтел. /495/ 744-06-37