Тел. 8 (495) 744-06-37
e-mail: nord@nord-sm.ru
пн - пт с 8:45 до 17:30


НОРД. Торговое холодильное и морозильное оборудование -> Статьи -> 29.06.2021 - Когда торговой сети начинать использовать РЦ?

Помимо крупных федеральных сетевых ритейлеров в России работает немало региональных торговых сетей, которые задумываются о повышении конкурентоспособности через оптимизацию бизнес-процессов. Учитывая, что на логистику может приходиться от 2 до 10% в стоимости товарооборота, очевидна возможность улучшения экономики бизнеса и через эту составляющую. Одна из ключевых возможностей снижения логистических затрат находится в организации распределительного центра (РЦ). О том, в каком случае сети стоит открывать собственный РЦ, как рассчитать экономию и определить, какой РЦ нужен, в статье рассказывает Владимир Дорохов, член Совета директоров холдинга STS Logistics.



 

Внешне работа РЦ выглядит просто и логично – это большой склад, который централизованно принимает товары от поставщиков, формирует их по заказам и организует развоз по магазинам в соответствии с требуемым графиком.

Основные преимущества использования РЦ:

  1. Розничная сеть получает возможность закупать крупные партии товаров по минимальным закупочным ценам.
  2. Планирование и стабилизация поставок в магазины вне зависимости от поставщиков.
  3. Увеличение торговых площадей в магазинах.
  4. Повышение производительности сотрудников магазинов.
  5. Оптимизация использования транспорта.

 

Предпосылки использования РЦ

Потребность розничной торговли в наличии собственного транспортно-распределительного центра возникает, когда модель товароснабжения, при которой большая часть товаров поступает непосредственно от поставщиков, а остальная – от посредников, перестает отвечать специфике сети. Эта необходимость начинает проявляться, когда магазины не располагают достаточными складскими площадями и нуждаются в поступлении товаров по всей широте ассортимента в небольших количествах в готовом к реализации виде и с высокой степенью цикличности.

Для понимания необходимости создания собственного РЦ можно воспользоваться несколькими критериями, скорее всего, уже имеющимися в статистике любого ритейлера.

 

1. Бизнес растет, а рентабельность падает.

Иногда легко объяснить, когда с увеличением масштаба операций теряется контроль за их эффективностью, что приводит к уменьшению прибыльности бизнеса. Учитывая, что в абсолютном заработке собственник выигрывает, часто снижение относительной рентабельности остается за гранью контроля.

2. Стратегия полноты товарной матрицы в магазинах.

Если конкурентным преимуществом товарной сети является полнота товарной матрицы, то, скорее всего, у вас имеются сравнительно большие излишки товара во всех магазинах. Расчет уменьшения объема страхового запаса при управлении на уровне распределительного центра сразу покажет экономию оборотных средств.

3. Планы по увеличению торговой сети за счет открытия дополнительных площадей продажи.

Как известно, торговые площади можно увеличивать как с помощью открытия новых магазинов, так и через увеличение полезной площади текущих. Естественно, можно это делать и с применением обоих методов. Перенос технического функционала предпродажной подготовки и хранения товаров из магазина в распределительный центр поможет вам расширить полезные торговые площади даже без открытия новых точек.

4. Количество и удаленность магазинов сети от поставщиков.

В отличие от федеральных сетей, у региональных ритейлеров большая удаленность магазинов наблюдается не так часто, но, если масштаб компании приближается к такой постановке вопроса, то его необходимо рассматривать безотлагательно. Данный критерий зависит от формата магазинов, и на сегодня для его решения нет единого видения.

Выделяют две модели — американскую и европейскую. В первой оптимальное «плечо» доставки — 400–500 км. Заказ формируют к концу дня, груз перевозят ночью и доставляют покупателю на следующий день.

5. Объем артикульной номенклатуры в торговой сети или количество операций в программе учета.

Наверняка каждый согласится, что чем больше ассортимент продукции в сети, тем сложнее его обрабатывать и представлять на полках магазинов. Согласно эмпирическим цифрам опыта российского ритейла, следует задуматься об использовании РЦ, когда у вас в артикульной базе присутствует более 1500 наименований.

6. Регулярные жалобы магазинов на сбои в снабжении.

Причины сбоев в снабжении магазинов могут быть разными, но большинство отклонений зависит от логистики. Если текущая схема построения логистики не позволяет вам быть гибкими или улучшения стоят значительных дополнительных затрат – самое время подумать об использовании централизованного распределения товаропотока через РЦ.

7. Рост доли просроченного товара.

Неправильно расставленные приоритеты в логистике обеспечения магазинов или их зависимость от возможностей поставщика могут привести к несоответствию наличия товара на полках покупательской способности района. Естественным результатом переизбытка товаров с ограниченным сроком использования может быть увеличение доли просроченной продукции.

8. Стоимость логистики торговой сети демонстрирует динамику устойчивого роста.

Стоимость логистики достаточно легко посчитать, но необходимо понимать, что ее весомая часть скрывается в стоимости товара и может быть не всегда доступна объективному анализу. Невозможно утверждать о каком-то бенчмарке стоимости логистики в торговой сети по причине различных принципов учета, но если регулярно измерять эту составляющую по единым правилам, то в течение определенного времени можно выяснить тренд этой статьи затрат.

Опыт показывает, что измерение любого параметра бизнеса даже без каких-либо внешних воздействий, по понятным причинам обычно приводит к его улучшениям.

Какой РЦ нужен торговой сети?

В первую очередь важно выбрать размещение распределительного центра. Для этого необходимо учитывать следующие параметры.

  • Максимальная доступность и удобство подъезда для планируемых видов и типов транспорта. При этом необходимо понимать, что критерий близости к федеральной трассе и наличие подъездных ж/д путей, безусловно, важные, но не определяющие составляющие.
  • Равноудаленность от магазинов или же приоритетное расположение к наиболее сконцентрированным торговым районам.
  • Потенциальные угрозы пробок на въезде или выезде к РЦ.

Вторым критерием выбора является планировка склада, которая зависит от профиля деятельности компании и ее логистической стратегии.

Для этого необходимо проанализировать ряд параметров:

  • особенности видов деятельности (дистрибуция или ритейл);
  • входной и выходной грузопоток;
  • требуемый уровень логистического сервиса, с учетом особенностей видов деятельности и перспектив развития компании;
  • коэффициент развития на перспективу по направлениям бизнеса и возможности по реализации задуманного посредством внедрения новых складских технологий и оборудования.

Важной составляющей является выбор технологического оснащения, топологии оборудования и компоновки зон склада. Для этого также необходим анализ по следующим составляющим:

  • анализ грузопотоков склада;
  • определение условий хранения товаров;
  • определение основных и вспомогательных зон склада, расчет их размеров и взаимного расположения с учетом их взаимодействий;
  • разработка оптимальной технологической схемы (технологии) работы склада; имитационное моделирование складских процессов;
  • подбор необходимого оборудования по количеству и качеству;
  • оптимизация ресурсов склада; определение требований к информационной системе склада.

 

Безусловно процесс создания и реализации проекта имеет еще множество показателей и критериев. Богатый опыт компании "Норд-см" станет идеальным помощником в его реализации.

 

Надеемся статья была ВАм интересна и полезна.

Информационный источник :retail.ru

 

 


https://www.retail.ru/


       2006 г. Copyright Фирма ‛НОРДтел. /495/ 744-06-37